Психология в Оренбурге
 

 

об Анне  и Зигмунде Фрейд


Лямка любви

Она так и не получила высшего образования и при этом считалась одним из крупнейших теоретиков психоанализа. Университеты Старого и Нового Света наперебой присваивали ей звание почётного профессора. Никогда не бывшая замужем и не имевшая детей, она служила живой иллюстрацией самым экстравагантным психоаналитическим теориям.

С другой стороны, это была спокойная и доброжелательная женщина, которая во время своих сеансов вязала детские носочки, а потом дарила их пациентам... Впрочем, коллеги по цеху даже такую невинную вещь, как вязание, ухитрялись истолковывать по-своему, утверждая, что увлечение вязанием – это замещение отсутствовавшей у Анны Фрейд сексуальной жизни: "Постоянное движение вязальных спиц символизирует непрерывный половой акт".

"Я появилась на свет лишь благодаря нелюбви моего отца к контрацепции", – признавалась Анна. Зигмунд Фрейд считал, что все существующие на тот момент методы предохранения вызывают неврозы и вредны для человека. В результате за восемь лет – шестеро детей. Решив, что это уж слишком, Зигмунд избрал наиболее надёжный контрацептив – полное воздержание.

Анна росла в тени своих сестёр эдаким "гадким утёнком". Всё внимание доставалось старшим братьям и сёстрам. Однажды семейство Фрейдов отправилось на водную прогулку. Одному человеку места в лодке не хватало. И, конечно же, этим человеком оказалась Анна, хотя ей, как самой младшей, путешествие на лодке представлялось наиболее увлекательным. Она не роптала: "Ведь мой отец похвалил меня за выдержку. Это сделало меня настолько счастливой, что ничто иное не имело значения".

Родители чувствовали, что младшая дочь обделена заботой и радостями жизни. Чтоб хоть чем-то порадовать девушку, они летом 1914 года разрешили Анне отправиться в Англию отдыхать и совершенствовать свой английский. Поездка чуть было не закончилась замужеством Анны.

В Великобритании её встречал с роскошным букетом цветов Эрнест Джонс – один из ведущих английских психоаналитиков. Для холостого Джонса это могла быть прекрасная партия. Восемнадцатилетняя Анна была барышней привлекательной, а союз с дочерью Фрейда укрепили бы позиции Джонса в психоанализе.

Но папа Фрейд писал из Вены суровые письма дочери и параллельно пытался отговорить Джонса: "Она не претендует на то, чтобы к ней относились как к женщине, потому что всё ещё далека от сексуальных желаний и довольно-таки холодна к мужчинам".

Кто знает, может быть, роман всё-таки состоялся бы, но началась Первая мировая война, и Анна была объявлена "нежелательным иностранцем". Ей пришлось возвращаться в Вену.

После Джонса за Анной пытались приударить ещё несколько человек. Но в голове у девушки был только один мужчина – Зигмунд Фрейд.

Существует киноплёнка, на которой дочь с отцом сняты неподалёку от их венского дома. На Зигмунде чёрное пальто и шляпа. Он бросает окурок на землю и идёт мимо камеры, мрачно взглянув в объектив. Анна, улыбаясь, пытается взять отца под руку, но тот демонстративно скрещивает руки за спиной.

Она с потрясающей самоотверженностью сносила капризы отца, его грубость и чёрствость. Но в личных письмах друзьям Фрейд признавался, что Анна – самая сильная привязанность в его жизни. Он мог сравнить свою зависимость от дочери разве что со своим пристрастием к сигарам. Анна стала не только секретарём своего отца, но и сиделкой, коллегой, защитницей. В том, что Фрейд мог полноценно работать до восьмидесяти с лишним лет, – заслуга Анны.

Когда ей минуло двадцать лет, Фрейд подверг дочь сеансу психоанализа. Анна поведала отцу о своих сновидениях, изобилующих стрельбой, насилием и смертью. Нередко в своих снах она защищала своего отца от врагов.

В 1922 году Анна Фрейд выступила в Венском психоаналитическом обществе с докладом "Порка, фантазии и мечты". Материалом для работы служили якобы данные анализа одной пациентки, которая во время психоаналитических сеансов рассказывала о своём тайном влечении к собственному отцу, перемешанном с садо-мазохистскими фантазиями. Разумеется, Анна рассказывала о собственных переживаниях.

Возможно, эти откровения Анны кого-то наведут на мысль, что у барышни было не всё в порядке с психикой. На самом деле она была вполне нормальной женщиной, просто, будучи психоаналитиком, Анна вытаскивала наружу те свои переживания, которые обычные люди прячут до конца своих дней.

Для немецких нацистов Фрейд был не просто евреем. Он был идеологическим врагом. Нацистские бонзы швыряли в костёр книги по психоанализу. "Против разлагающего наши души копания в вопросах секса – и во славу благородства человеческой души – предаю я огню книги некого Зигмунда Фрейда".

Сам Зигмунд реагировал на эту кампанию с иронией: "Прогресс налицо. В средние века они сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги". Шутка была не совсем удачной: в марте 1938 года состоялся аншлюс Австрии, и перспектива отправиться вслед за книгами стала для Фрейда и его семьи вполне реальной.

Среди еврейской интеллигенции в Вене самоубийство приобретало масштабы эпидемии. В какой-то момент Анна спросила у отца: "Не лучше ли нам всем убить себя?" "Зачем? – сказал Фрейд. – Только потому, что они бы этого хотели?" Тем не менее личный врач Фрейда Макс Шур снабдил Анну смертельными дозами веронала для неё и её отца, на случай если их будут пытать. Перспектива была вполне реальной – Фрейдов арестовали. Но выпустили в тот же день. Благодаря помощи друзей и официальных структур Англии и США Фрейдам удалось получить разрешение на выезд в Англию.

Нацисты потребовали, чтобы Зигмунд Фрейд письменно подтвердил, что он не имеет претензий к гестапо. Говорят, Фрейд отреагировал мрачной шуткой: "Разумеется, я подпишу, но, может быть, мне добавить, что я от всего сердца могу порекомендовать гестапо каждому?"

Анна так и не смогла простить немцев. Прожив после окончания Второй мировой войны почти полвека и много путешествуя по миру, она ни разу не приехала в Германию. А в 1971 году на психоаналитическом конгрессе в Вене демонстративно говорила только по-английски.

Веронал всё-таки понадобился. Рак челюсти заставил Фрейда перенести десятки операций (но не бросить курить). Уже в Лондоне мучения Зигмунда стали нестерпимыми, и он сумел уговорить врача дать ему смертельную дозу.

Это был страшный удар для Анны. Но в это время немецкая авиация ежедневно сбрасывала тонны бомб на английские города. Анна занялась помощью пострадавшим детям, первым делом организовав приют для сирот. Это была её личная борьба против Гитлера.

После окончания войны Англия приняла тысячу сирот, спасённых из концлагерей. Анна занимается их обследованием и организацией психологического лечения. Она продолжала писать книги, обучать специалистов, принимать пациентов. По некоторым данным, у неё проходила анализ Мэрилин Монро. Но именно работа с детьми стала основным смыслом её жизни. В 1952 году Анна открыла в Лондоне Хемпстедские детские терапевтические курсы и клинику, которые стали первым учреждением для лечения детей методом психоанализа.

Психоанализ детский сильно отличается от "взрослого" аналога. Взрослый человек сам приходит к аналитику, желая избавиться от своих недугов. Он охотно идёт на сотрудничество с психотерапевтом. Для ребёнка же это неприятная процедура, стоящая в одном ряду с посещением стоматолога. Но Анне удавалось добиваться от детей иногда даже большего понимания, чем от взрослых.

Анна вспоминала, как один десятилетний мальчик никак не хотел идти на контакт, и чтобы пробудить в нём желание сотрудничать, приходилось идти на немыслимые ухищрения: "Если он предпочитал во время сеанса сидеть под столом, то я вела себя так, как будто это было в порядке вещей: приподнимала скатерть и беседовала с ним. Если он заходил с бечёвкой в кармане и показывал мне, как он завязывает замысловатые узлы и проделывает разные фокусы, то я показывала ему, что я умею делать ещё более замысловатые узлы и более поразительные фокусы. Если он гримасничал, то я гримасничала ещё больше... Я следовала за ним также и в беседах на различные темы: от приключений морских пиратов и географических сведений до коллекций марок и любовных историй".

Под конец своего курса этот мальчик в приёмной заговорил со взрослым пациентом. Тот рассказал, что его собака растерзала курицу, и он должен был за неё заплатить. "Собаку следовало бы послать к Фрейду, – сказал маленький пациент, – ей нужен анализ".

Другая проблема, с которой сталкивался детский психоанализ, – неумение детей выразить свои переживания словами. Поэтому приходилось искать другие пути, например, игры. Анна писала: "Игрушечный мир удобен и подчинён воле ребёнка; ребёнок может совершать в нём все те действия, которые в реальном мире осуществляются, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребёнок обладает недостаточной силой и властью".

Среди научных заслуг Анны Фрейд одной из главных принято считать разработку теории защитных механизмов человека. Когда подсознательные влечения вступают в конфликт с нормами и запретами, человеческое "Я" пытается найти различные компромиссы. Один из них – сублимация, которая "запретную" энергию переводит в социально приемлемые формы, в частности – в творческую и научную активность.

Биографию Анны можно считать живым примером этой сублимации. Впрочем, успех любого человека легко превращается в иллюстрацию психоаналитических теорий.

А успех у Анны был. Однако, подобно отцу, она считала его не своей заслугой, а психоанализа как такового. На комплименты она реагировала с юмором: "Обо мне говорят так хорошо, как будто я уже умерла". И добавляла: "Я не думаю, что являюсь хорошим предметом для биографии. Наверное, всю мою жизнь можно описать одним предложением – я работала с детьми!"

ФРЕЙД   АННА

(Freud, Anna) (1895–1982), британский психоаналитик австрийского происхождения, дочь и преемница Зигмунда Фрейда, основательница детского психоанализа, систематизировавшая и разрабатывавшая психоаналитическую теорию в таких произведениях, как Введение в психоанализ для педагогов  и Эго и механизмы защиты (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936); внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в трудах Психоаналитическое лечение детей (The Psychoanalytic Treatment of Children, 1946) и Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития (Normality and Pathology in Childhood: Assessment of Development, 1965).

Анна Фрейд родилась 3 декабря 1895 в Вене и была младшей из шести детей Зигмунда Фрейда и его жены Марты. Вдохновляемая педагогическими идеями Марии Монтессори, преподавала в начальной школе. После Первой мировой войны она в качестве секретаря отца, его компаньонки и сиделки полностью погрузилась в разработку психоанализа. В 1938 аншлюс Австрии побудил семью перебраться в Лондон. В последние годы жизни она работала в Йельском университете, занимаясь вопросами семейного права, что отразилось в публикации трудов: По ту сторону главных интересов ребенка (Beyond the Best Interests of the Child, 1973) и Перед главными интересами ребенка (Before the Best Interests of the Child, 1979), написанных в соавторстве с Дж.Гольштейном и А.Солнитом. Умерла Анна Фрейд в Лондоне 9 октября 1982.

Анна Фрейд сделала значительный вклад в психоанализ. Во-первых, она систематизировала и уточнила теорию функционирования Эго, особенно его защитных механизмов, а также инстинктивных побуждений, значительно прояснив роль агрессии. Во-вторых, Анна Фрейд нашла способы психоаналитического лечения детей, раскрывающие их внутреннюю эмоциональную и интеллектуальную жизнь. В-третьих, разработала методы применения психоаналитической теории для помощи детям и родителям. В 1947 Анна Фрейд основала в Лондоне Хэмпстедскую клинику – крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр.

 

Психология100
Сайт создан в системе uCoz