Психология в Оренбурге
 
Сайт создан в системе uCoz

 

Из опыта работы педагога - психолога Кормушиной Н.Г. 

Формирование психологической компетентности родителей

 в рамках Центра  образования, г. Оренбург 1999 г.

 

 

 

« Но без души и помыслов высоких
Для нас пути от сердца к сердцу нет».
(«Фауст». Гете)

В последнее время школа испытывает постоянно растущую потребность в консультативной работе с родителями. Ведущую роль в этой деятельности играют школьные психологи, которые рядом с педагогами непосредственно сопровождают ребенка в образовательном процессе и оказывают помощь родителям, которые испытывают потребность получить поддержку в воспитании своих детей. В тоже время экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами экономического, а порой и физического выживания негативно сказались на воспитании детей. Возрастает опасная социальная тенденция на самоустранение многих родителей от проблем нравственного и личностного развития ребенка, что, в свою очередь, отозвалось ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Поэтому целесообразно, логично и оправданно развивать и способствовать повышению уровня воспитательной компетентности родителей и особое внимание уделить работе с семьей.

Детям же для личностного становления необходимо создать такие условия, в которых они чувствовали бы себя в относительной безопасности получая поддержку взрослых и квалифицированную помощь специалистов. Необходимо создать такую воспитательную среду, которая способствовала бы личностному росту и индивидуальному развитию, обеспечивала экологическую чистоту их взаимодействия: ненасилъственность, созидательность и естественность.

В работе с родителями мы учитывали основные принципы:

1.  Безусловной ценностью признается каждый человек в своей индивидуальной уникальности.

2.  Психологическое качество или свойство человека может быть понято как ресурс его развития, поскольку каждое психологическое явление полезно для решения различных задач и ситуаций.

3.  Различные психологические затруднения (например ЗПР или  ненормативное поведение)   не   есть   негативное   качество   или   свойство   человека,   а  лишь недостаток какого-то ресурса,

4.  Повышение возможностей человека в обучении, в принятии решений, в средствах достижения    поставленных   целей,   в    отношениях   с   другими   людьми    с использованием   психологической   коррекции,    которая   вовсе    не   является процедурой переделки человека, а лишь дополняет его теми ресурсами, которые еще необходимы.

5.  Психическое воздействие производится под знаком заботы о личностном росте или же с сохранением перспективы такого роста каждого.

А личностный рост - это движение по направлению к:

* внутренней целостности, душевной интегрированности;

* способности к самостоятельному принятию решений;

*   многоаспектности, многозначимости,

*   соразмерности частей,

*   творческому отношению к себе и окружающему миру.

Эйдемиллер Э.Т. в своей книге «Методы семейной диагностики и психотерапии» писал:

« Анализируя процесс воспитания в семье психотерапевт или психолог, должен ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания).В случае, если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос; почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающе данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос - о месте этой причины в совокупности отношений в семье». (11, с.5)

Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К.Леонгарда, содействует формированию таких черт характера как упрямство, склонность противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях детей подростков с отклонениями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний (11, с.10).

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель - ребенок», обратившиеся к психологу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е. их отношения с детьми неэффективны.

Назовем основные причины неэффективного родительского отношения:

*   педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

*   ригидные (однажды принятые способы мышления и действий от которых трудно отказаться) стереотипы воспитания;

*   личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

*   влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы. Активным методом групповой психологической помощи коррекции родительских отношений является когнитивно-поведенческий тренинг. Шевандрин Н.И. (16, с.424), к методам психотерапии и коррекции семейных отношений относит такие методы как:

1.   Указания.

2.   Изучение семьи.

3.   Воздействие примером.

4.   Семейная дискуссия.

5.   Обусловленное общение.

6.   Формирование умения и навыков.

7.   Проигрывание семейных ролей.

В школьной практике, главным образом, школьные психологи используют индивидуальные консультации, готовят и проводят совместно с учителями родительские собрания, а методы групповой работы с родителями пока не получили распространения. Нами же, предпринята попытка показать возможности работы психолога с семьей в условиях Центра образования и школы через активные методы групповой психологической помощи. Особое место здесь отводится синхронному взаимодействию психолога и учителя. Наряду с этим должны быть выделены (или построены) такие формы взаимоотношений между участниками взаимодействия, которые с самого начала ориентированы на создание благоприятных условий для развития личности как родителя, так и ребенка.

Алгоритм взаимодействия психолога и учителя:

1 . Наблюдение учителя за семейным воспитанием.

2. Изучение личностных особенностей родителей

3.  Обращение учителя и родителя к психологу.

4.  Собеседование с родителями и получение согласия на участие в родительской группе.

5 . Создание родительской группы.

6.  Проведение семинара - тренинга.

7.  Отслеживание учителем продвижений родителей.

8. Индивидуальные консультации.

Представители семейной системной психотерапии рассматривали семью как целостную систему. Подобно всем живым организмам, семейная система стремится как к сохранению сложившихся связей, между элементами, так и к их эволюции. В живой системе, которая формируется и сохраняется, благодаря эффекту обмена энергии и вещества в неравновесных условиях, колебания, как внутренние, так и внешние, превращают систему в новую структуру. Но когда колебания усиливаются, в семье может наступить кризисное состояние, трансформация которого приведет семью к новому уровню функционирования,

На взгляд Р.Д.Лэнга, «семья не мирная гавань, где взлелеют, воспитают и подготовят. человека, к тому, чтобы он угнел в самостоятельное плавание по жизни умеющим отвечать т себя, но скорее - база штурмовиков, которые, оставаясь под одной крышей, шпионят за мыслями, чувствами, друг друга и отчаянно защищают существующий порядок вещей». (12, с.40)

В ряде же исследований было показано, что семья ведет себя так, будто она представляет собой единое целое. В 1954 г. Джексон ввел термин «семейный гомеостаз».

А) Согласно концепции семейного гомеостаза, семья действует таким образом, чтобы во взаимоотношениях поддерживалось равновесие.

Б) Члены семьи способствуют сохранению этого равновесия не только явными способами, но и скрытыми.

В) Это равновесие обнаруживается в повторяющихся, циклических предсказуемых паттернах коммуникации в семье.

Г) Когда семейный гомеостаз оказывается под угрозой» его участники прилагают много усилий, чтобы его сохранить.

Супружеские отношения влияют на характер семейного гомеостаза

А)Супружеские отношения - это ось, вокруг которой строятся все остальные семейные отношения. Супруги являются «архитекторами» семьи.

Б) Затруднительные супружеские отношения порождают расстройств в воспитании детей. ( 5, с.1)

И именно поэтому проблемы диады «родитель -ребенок» не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы.

На основе опыта проведения групповых консультаций для родителей модифицирована и дополнена программа семинара-тренинга, разработанная педагогом-психологом Городского центра психологической службы города Ростова -на -Дону Мясниковой М.Н. «Работа с семьей в условиях школы».

Семинар- тренинг направлен на изменение родительских установок и овладение родителями адекватной моделью общения с ребенком, повышение сензитивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях,

*   проявляют гибкость, менее жестко реагируют на окружающую действительность;

•   ставят перед собой более реальные цели;

*   способны изменить свое поведение;

•   начинают принимать других людей;

*   более открыты к происходящему вокруг них, и внутри;

•   их личностные черты изменяются в конструктивном направлении.

Полагаю, что названных характеристик достаточно для того, чтобы признать работу с родителями в группах значимым ученьем.

К.Роджерс считал, «что организм - это активный инициатор, обладающий направляющей тенденцией. Организм всегда мотивирован, всегда готов к действиям, всегда находится в поиске». (15, с.7)

1) Гуманистическая   психология   описывает   специфические   условия,   которые управляют мотивами, а не подчиняются им. Моделируя такие условия в группе, родитель сам изменяется, становясь все более конгруэнтным, змпатичным, принимающим и понимающим, одновременно способствуя тем самым развитию ребенка и семьи в целом. Добиться полного взаимопонимания   возможно   лишь   при   условии      органичного   принятия   принципов гуманистической психотерапии, хотя можно допустить, что «сам термин психотерапия» может кого-то и напугать. Психотерапия в переводе с греческого означает «уход за душой», т. е. заботу о душевном равновесии человека, о его настроении, чувствах, переживаниях». (1, с. 15) Более подробно о психотерапии можно узнать из работ таких известных психологов и психотерапевтов, как К.Роджерс, В.Франкл, Э.Фром, В. Сатир и др. Каковы же основные принципы, лежащие в основе психотерапии?

2)  Все люди разные.

3) Каждая личность уникальна и неповторима.

4)  Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях.

5) Жизнь создается любовью.

6)  Любить человека - утверждать его неповторимое существование.

7)  Необходимо отделять поведение от сущности человека.

Подобный подход к воспитанию, предусматривает в своей сущности развитие личности, но уже не по образцу, который навязывает общество, а по личностной индивидуальной программе с учетом высших морально-нравственных ценностей человечества.

Семинар-тренинг проводился с родителями учащихся младшего школьного возраста. Были выявлены основные трудности родителей в воспитании детей: напряженные отношения с детьми, трудности в установлении контакта, несогласованность воспитательных позиций супругов. Основная цель семинара-тренинга - улучшение детско-родительских отношений, повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей на основе скрытого значения их поведения. Группы встреч, предложенные Мясниковой М.Н., рассчитаны на 32 часа и состоят из четырех циклов, направленных на развитие основных компонентов воспитательной компетентности. Как показал опыт, временные рамки могут быть изменены в зависимости от контингента родителей, а тематика циклов определяться исходя из насущных проблем того или иного родительского коллектива Основные темы циклов таковы:

1.  Изменение, родительских установок в восприятии своего ребенка.

2.   Понимание и принятие родителями индивидуальности своего ребенка.

3.  Формирование согласованности воспитательных позиций супругов.

4.   Овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, в семье.

Каждый цикл включает в себя несколько занятий. Занятие делится на четыре части и имеет свою определенную тему, что придает ему форму законченного события. Задания подобраны и расположены таким образом, что в родительской группе нарастает доверительность и эффективность общения. Проводится семинар-тренинг в форме групповых консультаций, в основе которых лежит принцип клиент-центрированного подхода.

Назовем основные этапы цикла:

1.  Согласование целей и задач,

2.   Введение правил и принципов работы е группе.

3.   Знакомства с членами группы.

4.  Работа над темой.

5.  Подведение итогов. Обсуждение результатов. «'Экологическая проверка».

Оговариваются правила работы в родительской группе.

1.  Предмет  дискуссии   -  поведение  детей   и   способы взаимодействия  с  ними родителей.

2.  Все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии.

3.  Ведущий    группы   не    является   абсолютным    авторитетом,    единственным источником информации и суждений, которые должны обязательно быть приняты всеми членами группы.

4.   Активность участников.

5.   Тактичность высказываний.

6.   Искренность в общении, конгруэнтность.

7.   Доверительный стиль общения.

8.   Общение по принципу «здесь и теперь».

9.   «Не навреди ребенку».

10.   Оценка конкретного поведения ребенка,

11.   Персонификация высказываний.

12.   Право сказать стоп.

13.   (Другие, если есть желание родителей дополнить.)

Эйдемиллер считает, что необходимо представить родителям «информацию о роли семьи в происхождении нервно-психических расстройств у детей и подростков и особо подчеркнуть, что в любой семье заключен не только и не столько патогенный фактор, сколько - саногенный. Во-вторых, можно сделать положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью к психологу: «Только очень ответственный человек, как Вы, мог проявить инициативу придти в родительскую группу. Думается, что это качество поможет Вам повлиять и на остальных членов семьи». В-третьих, можно апеллировать к чувству справедливости у «инициатора» обращения - «Вы с сыном вслух обсуждаете свои проблемы, а у других членов семьи такой возможности нет», (И, с,37)

Фокус консультативного процесса не фиксируется жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей.

Главная роль психолога состоит в организации адекватной ориентировки родителей в ходе решения поставленных проблемных ситуаций, которая находит выражение в росте родительской компетентности.

В семинаре тренинге приоритет отдается таким методам как: групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Что же это дает? В групповой дискуссии родители имеют возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме. Здесь они формулируют свои мысли, аргументируют свою позицию, спорят и критикуют точку зрения другого, не переходя на «личности» и не оскорбляя своих партнеров по общению в группе. Здесь уместно будет сказать, что необходимо обучить членов семьи методам ведения дискуссии. Шевандрин Н.И. предлагает некоторые правила ведения дискуссии:

а) цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину;

б) дискуссия - не соревнование, и не способ выявления того, кто умнее;

в) цель дискуссии не прийти к соглашению, а найти истину;

г)   прежде, чем возражать,  подумай, в  чем все-таки  прав тот.  Кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой. (16,с.409).

Для проведения ролевой игры ведущий подбирает проблемную ситуацию, актуальную для многих участников группы. Эта ситуация разыгрывается по ролям. Каждый родитель ведет свою роль в игре в соответствии со своими творческими возможностями, социальными установками, пониманием дайной роли. После каждой игры проводится обсуждение. Каждый родитель делится впечатлениями о том, как он себя чувствовал в той или иной роли, мотивируют свои действия. Это дает им возможность развивать такое качество, как психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на ситуацию глазами ребенка или другого взрослого. Упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие в ситуации «здесь-и-теперь». Задания и ролевые игры заимствованы из разных источников. Некоторые из них опубликованы в психологической литературе: ( Мелибруда Е. Я. «Я, ты, мы» Психологические возможности улучшения общения. М.: 1986, Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: 1992, Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под редакцией В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994, Семейная терапия. Семинары Ричарда Коннера. Новосибирск 1997.)

Упражнения по В. Сатир. (4, с.29-30)

1.  Как провести различие между вашим партнером и его образом, созданным вами.

2.  Как войти в соприкосновение со своими чувствами и поделиться ими.

3.   Завершение неоконченных дел.

4.   Влияние положения в пространстве на общение.

Все задания подобраны и расположены таким образом, чтобы, дополняя друг друга, способствовать формированию у родителей навыков анализа ситуации общения с собственным ребенком, осознанию собственной модели взаимодействия с ним, улучшению детско-родительских отношений. Исходя из этого, по мнению Эйдемиллера, задачами системной терапии являются:

1.  Объединение психолога, психотерапевта с семьей.

2.  Усвоение и поддержание на первом этапе психотерапии процессов, которые обеспечивают    сохранение    привычного     функционирования    семейных    подсистем, распределение ролей и др.

3.  На втором этапе психотерапевт присоединением к разным подсистемам семьи создает ситуации фрустрации с целью инициировать  переход семьи  на иной, более сложный уровень функционирования. (И, с. 35)

В родительскую группу участники набираются через собеседование, которое преследует цель - не допустить к участию в группе тех родителей, которые имеют выраженные глубокие проблемы. « К противопоказаниям относятся: стойкие отклонения характера у кого - либо из членов семьи в виде истероидной, эпилептоидной и паранойяльной психопатий, а также временные психотические состояния - нарушения мышления и сознания, выраженные депрессивные и маниакальные фазы, бредовые переживания. В этих случаях необходимо назначение соответствующей биологической терапии, а затем решение вопроса о выборе метода психотерапии, ее задач и объема. (11, с.35)

Ниже приведена примерная тематика и содержание занятий семинара первого цикла: « изменение родительских установок в восприятии ребенка».

*   Знакомство с социально - компетентной моделью общения.

*    Уверенное, агрессивное и неуверенное поведение.

Здесь уместно обратиться к В. Сатир, которая выделила 4 способа общения, характерных для людей, страдающих от низкой самооценки и страха быть отвергнутыми: Первый, способ - угождать другому человеку, чтобы он тебя не отверг.

Второй способ - обвинять другого, создавая иллюзию силы (что бы ни случилось, во всем виноват кто-то другой). Третья - рассуждать, делая вид, что угроза, в сущности, безобидна, прячась за внушительными словами и понятиями.

Четвертая возможность - отвлекать внимание, притворяясь, что никакой угрозы нет (6, с. 44),

Но есть и другой способ поведения, который называется выравниванием. «Когда человек выравнивает, то он общается в согласии с самим собой ... Это манера общения спокойная, честная, и от нее не страдает самооценка человека» (6, с. 48).

Техника активного выражения чувств,

« Люди нуждаются в прямом, честном общении, общении, которому они могут доверять. Единственное, что мешает такому общению, - то это страх:

*   Я мог сделать ошибку.

*    Это может кому-нибудь не понравится.

*    Меня будут критиковать.

*    Я могу оскорбить чьи-нибудь чувства,

*    Она подумает, что я плохой.

*    Люди подумают, что я несовершенен.

*    Он может уйти».

В. Сатир предлагает реагировать на эти страхи следующим образом:                         * « Я уж точно сделаю ошибку, если я буду хоть что-нибудь делать, особенно, если я буду делать что-то новое, - именно так я всегда учился.

*  Я  могу  быть  почти  уверен,  что   кому-нибудь  это  не   понравиться,  но это нормально. У всех разные вкусы.

*   Да. Иногда люди будут критиковать то, что я делаю, и иногда это будет даже полезно, - я несовершенен.

*   Иногда правда приятна, но каждый человек выбирает как ему реагировать. Я не отвечаю за их выбор.

*   Может быть, она подумает, что я плохой; я могу это пережить. Вопрос в том, что я думаю.

* Я не совершенство и остальные люди тоже, ну и что?

*   Если он хочет уйти, может быть это и к лучшему.

Такое отношение даст вам возможность стоять на своих собственных ногах, хотя это не будет всегда легко и безболезненно. Однако, когда вы сможете посмеяться над собой, этот процесс будет гораздо легче.» ( б, с, 37-39).

Невозможно быть родителями, не ошибаясь. Опыт неудач добавляет силы. Когда вы работаете с семьями, вы, возможно, не сможет не посочувствовать детям, но вам не следует винить родителей за то, что они просто люди.

Раскрытию тем способствуют следующие задачи:

*   Обучение   родителей   способам   анализа   ситуации   общения   с   собственным ребенком,

*   Определение условий и возможностей для осуществления адекватной модели общения с ребенком,

*   Изменение способов влияния родителей на ребенка через технику активного выражения чувств.

•   ( Методы: микролекции, тематические дискуссии, групповые консультации по результатам   диагностики   индивидуальных   особенностей   детей,   групповой рисунок).

•   В заключении проводится завершающий круг, подводятся итоги.

*     Ниже приведем пример отдельных заданий    занятия № 1, целью которого является анализ родителями  ситуации  общения с собственным  ребенком  и осознание собственной модели взаимодействия с ним, формирование умения осуществлять социально-компетентную модель в ситуациях общения со своим ребенком.

Задание: «Ребенок и коллективная мама».

Цели: определение родительских воздействий на ребенка, осознание влияния ребенка на чувства родителя, осознание жизненного пространства ребенка.

Ролевая игра.

Содержание: Одному участнику группы предлагается побыть «ребенком» и попробовать ощутить давление родительских воздействий. Остальные участники группы выступают в роли «коллективной мамы», которая осуществляет определенные родительские воздействия на ребенка, определяет его жизненное пространство, решает что можно, чего нельзя. В случае запретов используются ленточки. В зависимости от запретов лентами завязываются руки, ноги, уши. Когда «ребенок» весь перевязан, родителям предлагается оценить адекватность родительских воздействий.

После этого идет обсуждение и делаются основные выводы участников.

Вопросы:

*  Как «ребенку» быть естественным в «завязанном» состоянии?

* Какие последствия могут быть в результате продемонстрированных воздействий для ребенка, родителя, для семьи?

* Какова роль родительских запретов?

Немаловажную роль отводит В. Сатир в своих работах семейным правилам, которые регулируют и управляют поведением членов семьи, помогают строить семейное взаимодействие. «Правила - это живая, динамическая и влиятельная сила в семейной жизни. Однако, большинство семей не осознают многих правил, по которым они живут». (6, с.40)

Обсуждаются семейные правила в каждой семье .

Участникам предлагаются для просмотра рисунки детей по теме: «Барашек в бутылке». Задача родителей поделиться своим восприятием рисунка и ответить на вопросы:

* Что можно сказать по рисунку ребенка    

*  Как проявляются на «языке» рисунка особенности личности ребенка?

В работе с родителями используем тест «Семейная социограмма», предложенный Эйдемиллером, тест позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный. (11.с.21).

Введение в семинар-тренинг техники «измерения температуры» дает положительные результаты. (17, с. 8)

Уровень воспитательной компетентности повышает и техника совместного рисунка, а так же невербальная процедура «Совместное рисование семейного счастья». Каждый участник рисует не доминантной рукой, с закрытыми глазами свое представление о счастье. После этого все вместе складывают фрагменты в целостную картину и обсуждают.

В заключении идет подведение итогов, «экологическую проверку», создание членами семьи образа своего будущего. «Представьте себя на отрезке будущего, как члены семьи там взаимодействуют, как это у них получается, и что не получается. Обсуждение этой работы позволило определить наиболее эффективные пути использования этих состояний». (11, с.46)

Представленная нами форма работы с родителями охватывает лишь только некоторые аспекты психологической работы психолога с семьей.

Но хотелось бы отметить, что по сравнению с традиционными родительскими собраниями, данная форма работы с родителями достаточно эффективна При проведении итогов работы родители отвечают на следующие вопросы:

1.  Сколько времени сохранили для себя как родители, посетив семинар-тренинг?

2,  Насколько продвинулись как профессиональные воспитатели?

3.  Сколько бы заплатили за эти занятия?

4,  Определите, где вы сейчас, используя рожицы.

Любое взаимодействие, «транзакция», состоит из стимула, производимого одним участником, и ответа, который дает другой участник. Очевидно, что более информативным анализ взаимодействия между психологом и учителем будет в том случае, если и учитель, наблюдая за участниками воспитательного процесса, ответит на следующие вопросы:

1.  Стали ли родители более демократичными в вопросах воспитания?

2.  Как измененные взаимоотношения между родителями и детьми отражаются на психическом здоровье, познавательном, волевом или эмоциональном развитии ребенка?

3.  Стали ли родители менее озабочены и более естественны со своими детьми?

4.  Повысилось    ли    степень    уверенности    родителей     при     осуществлении воспитательных функций?

5.   Стали ли резке дети проявлять негативное отношение к вам и родителям?

6.  Стали ли взаимоотношения с детьми менее затруднительными?

7.   Стал ли ребенок лучше заниматься ?

8.   Принимают ли свои решения дети более взвешенно?

В ходе занятий родители осознают и обнаруживают свои личные ресурсы, возможности эффективного общения с собственным ребенком, появляется возможность в группе экспериментировать с новыми способами поведения и тренировать навыки социально -компетентного поведения. Однако, для успешного решения задач сотрудничества на уровне родитель - ребенок и на уровне семья - школа, родительский тренинг важно проводить в комплексе с коррекционными мероприятиями, направленными на ребенка,

В связи с этим, в заключении хотелось бы привести слова В. Сатир: « Семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявления власти, интимности, независимости , доверия, навыков общения, существующих в ней, ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью». (3, с.5)

Продвижение в указанных направлениях позволит вывести родителей на высокий уровень компетентности, соответствующий ожиданиям общественности и школы. А от этого зависит наше будущее.

Литература

1. Белухин ДА. Учитель:  от любви до ненависти ...(Техника профессионального поведения) Книга доя учителя. - М.: Народное образование, 1994 . с.)

2. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Медицина, 1982.) 3 .Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: 1992, с. 5    )

4.Упражнения по В.Сатир выдержки из гл. 6, 7, 8, 9 книги The New People - making , by Virginia Satir, Sciece and Behavior Boks,Mountain View, CA, 1988.Перевод Юлии Зыряновой.

5. Почему семейная терапия? - гл. 1 Книги Conjoint Family Therapy, by Verginia Satir, Science and Behavior Books, Mountain View,CA,1967 перевод Анжелики Коннер.

6.  Семейная психотерапия. Семинары Ричарда Коннера Новосибирск, 1997, с.

7.  Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: МГУ, 1988.

8.  Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. М.: Педагогика, 1986, с. 47.

9.  Игры - обучение, тренинг. Досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского// В четырех книгах. - М.: Новая школа, 1994.

10.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990.

11.  Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие./Серия « Психодиагностика: педагогу, врачу,  психологу. Вып.   1.  Под общей редакцией д.м.н., Л.И. Вассермана М.: «Фолиум», 1996, с. 35, 46,

12.  Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии / Пер. С анг. Н.М. Падалко. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996, с.

13.   Джозеф О' Коннор и Джон Сеймор Введение в НЛП . Пер, с анг. - Челябинск: «Версия». 1997. С. 180, 275.

14.     Телешевская    М.Э.    Искусство    делать    людей     счастливыми:     записки психотерапевта - М.: Ангстрем, 1993, с. 118

15. Человеке - центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. (Зарубежная психология). Ростов-на-Дону, общая редакция Кожухарь Г.С., канд. псих. наук, ГЦПС учреждений образования. 1996, с.

16. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учебное пособие ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: Владос, 1995, с. 424,

17. Работа   с   семьей   в   условиях   школы.    (Методические   рекомендации   по проведению семинара-тренинга для родителей), Мясникова М.Н., педагог-психолог ГЦПС г. Ростова-на-Дону, 1996 г..

18.  Прихожан А М., Толстых Н.Н.. Дети без семьи, М.: -1990.

19. Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика    Пресс, 1993

20. Алешина Ю.С.,  Гозман   Л.Я.,  Дубовская  Е.М.   Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: 1987.

21.  Мастере У.и Джонсон В., Колодин Р. О любви и сексе. СПб, 1991.

22.  Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. Пер. с англ А.З. Шапиро.-М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

23.  Стюарт    В.    Работа    с     образами    и     символами    в     психологическом консультировании. Пер. с англ. Н.А. Хмелик. - М.: независимая фирма «Класс», 1998.

24.  Осипова А.А.  Общая психокоррекция.   Уч.  пособие для  студентов  высших спец.уч. заведений. -М.: ТЦ«Сфера», 2001.

 

Психология100

 

Психология в Оренбурге