Психология в Оренбурге
 
Сайт создан в системе uCoz

 

Использование современных психотехнологий в семейном

консультировании.

 автор    Кормушина НГ.

 

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест в деятельности психологической службы Центра образования №3 несомненно принадлежит психологическому консультированию и семьи в целом. Сама ситуация обращения в психологическую службу за помощью

- это ситуация личностного или семейного неблагополучия, когда близкие люди сбились с пути и им необходим помощник, сопровождающий, которых поможет заново отыскать этот путь и пережить нелегкий период его освоения. В процессе консультирования происходит:

- поддержка семьи и личности в переломные, кризисные периоды жизни;

- оказание здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания     личности»,      помощи,     запускающей     механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека;

- поддержка естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности;

- успешно   организованное  консультативное   пространство   открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна;

- создание условий для перехода личности (или) семьи к самопомощи.

В рамках консультации работа в Центре образования № 3 осуществляется с супружескими парами, проводится совместное консультирование детей и родителей, оказывается психологическая помощь разводящимся родителям. Консультативная деятельность семей имеет, последнее время, специфические особенности. По нашим наблюдениям, увеличился круг обращений родителей с проблемами детского аутизма, отклоняющегося поведения, психосоматических заболеваний. Были случаи комплексного семейного консультирования по рекомендации судебных органов.

Сейчас уже редко кому из обратившихся за психологической помощью приходится объяснять, что такое консультирование. С каждым годом родители приходят с пониманием необходимости длительной работы; гораздо быстрее готовы рассматривать себя как источник проблемы то, с какими проблемами пришел клиент (или семья) к психологу межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Обратившиеся за помощью родители подчеркивают негативную роль других в возникновении собственных жизненных сложностей. И основная задача психологов-консультантов состояла в том, чтобы помочь клиентам посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые будучи источником трудностей обычно не осознаются и не контролируются.

В ходе консультативной беседы члены семейной системы получали возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходилось сталкиваться психологам в консультативной работе, - жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими «взрослыми» детьми. Наибольшее количество таких жалоб исходило от матерей, при этом факт своего обращения за помощью желали сохранить в тайне от своих детей. Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на 4 группы

1.   Отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение своей родительской ненужности.

2.  Неуважительное, резкое отношение детей к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам.

3.  Тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так. Как должны были бы, с точки зрения родителей.

4.   Проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей.

За страхами и переживаниями родителя, за жалобами на отсутствие контакта чаще всего кроется гипердоминантная, опекающая позиция родителя по отношению к ребенку, стремление руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных потребностей ребенка В этом случае особенности поведения ребенка, лежащие в основе жалоб невнимательность, резкость, скрытность., есть способы борьбы за собственную независимость, попытки избежать гиперопеки.

Проанализировав повод обращений в психологическую службу за

консультацией с 1998 -1999 по 2001-2002 учебный год, можно говорить о востребованности психологической службы.

 

Учебный год

Количество обратившихся за консультацией

1998-1999

1999-2000

2000-2001

2001-2002

117 человек

150 (+ 102 по «ПРОФИ»)

295 (135 по «ПРОФИ»)

340 (178 по «ПРОФИ»)

Собрав нужные сведения о семье, психолог может свободно выдвигать гипотезы о ее функционировании и разрабатывать на их основе стратегию терапевтической помощи. В консультативной деятельности психологи Центра образования № 3 используют современные психотехнологии, а именно:

-         гештальттерапию;

-         психосинтез;

-         комплексную сказкотерапию;

-         песочную терапию;

-         проективные методы;

- серийное рисование.

Более подробно хотелось бы остановиться на песочной терапии. Создание песочной картины начинается с прямого телесного контакта с естественными природными материалами, который представляет собой своеобразный диалог между руками и песком.

Кратковременность осуществления создаваемых с использованием песка и воды образов и игровой характер самого процесса манипулирования с естественными природными материалами делают песочную терапию средством символической коммуникации, позволяющим ребенку передавать самые глубокие переживания, что далеко не всегда можно сделать с использованием других изобразительных материалов.

Разработанная Юнгом техника «активного воображения», может рассматриваться как основа экспрессивного использования различных изобразительных средств в психотерапевтическом процессе, и как теоретический фундамент для применения песочной терапии в качестве дополнения традиционной психотерапевтической работы как с отдельным ребенком, так и с семьей в целом.

Вейнриб определяет песочную терапию как «невербальную форму психотерапии, позволяющую установить доступ к глубоким довербальным уровням психики» (1983). Она также добавляет., что «глубоко в бессознательном скрыты самоисцеляющие возможности психики, и они проявляются при определенных условиях», а также, что песочная терапия «обеспечивает творческий регресс, который делает возможным самоисцеление».

Общей задачей песочной терапии является преодоление клиентом знакомых, но не продуктивных форм поведения и освоение более аутентичных и продуктивных

Процесс песочной терапии начинается тогда, когда в результате творческого импульса бессознательное клиента приходит в активное состояние и на ограниченной территории песочницы он создает некий образ. В ходе песочной терапии обязательно имеет место процесс погружения в бессознательное, отражающий свойственные человеческой психике естественные приливы и отливы

Создание все новых песочных композиций отражает цикличность психической жизни и свойственный ей ритм. Каждая работа фиксирует то или иное состояние психики, тот или иной аспект внутреннего мира клиента Анализ серии работ, выполненных клиентами, обратившимися за помощью в психологическую службу Центра образования № 3, позволяет выявить повторяющиеся темы, образы и определенный ритм их изменений. Неустойчивость песочных форм естественным образом обусловливает создание на каждой последующей сессии все новых и новых композиций. Тактильный контакт с песком придает творческому процессу определенность и личностный характер.

Основная цель — активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии. Создать условия для проявления фантазии, осознать ранее скрытые или подавленные чувства и представления.

В работе с семьей нами используются техники, повышающие уровень воспитательной компетентности родителей, такие как:

- Техника «измерения температуры»;

- Техника совместного рисунка;

-         Спонтанное рисование:

 а) отношение человека к самому себе;

 Б) отражение отношения человека к семье и своему месту в ней;

 В) исследование психологической резистентности, жизненной

стойкости человека, его отношения к сложным ситуациям.

- Проективное диагностическое рисование («Моя семья», «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев».

Рисование - творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности., но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используется нами для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов, позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы в семье и т.д.,

Опыт нашей работы показал высокую эффективность невербальной процедуры «Совместное рисование семейного счастья», где каждый член семьи рисует недоминантной рукой, с закрытыми глазами свое представление о счастье. После этого все вместе складывают фрагменты в целостную картину и обсуждают, что получилось.

В заключении консультативной работы мы проводим «экологическую проверку» создание членами семьи образа своего будущего: «Представьте себя на отрезке будущего, как члены семьи взаимодействуют там, как это у них получается, и что не получается». Обсуждение этой работы позволяет определить наиболее эффективные пути использования этих состояний, повысить уверенность родителей в самих себя, показать, что творческая работа над собой в роли родителей способна принести много полезного как ребенку, так и семье в целом.

Психология100

 

 

Психология в Оренбурге